Это последний выпуск нашей трехчастной серии, исследующей "кино капсулы времени"—фильмы, которые идеально отражают эстетику и культурный момент их соответствующих десятилетий. Обязательно прочитайте Часть 1 о 1970-х и Часть 2 о 1980-х.
1990-е: Между аналоговым и цифровым, гранжем и гламуром
1990-е занимали уникальную позицию в американской культурной истории—десятилетие, находившееся на перепутье между аналоговым прошлым и цифровым будущим. С окончанием холодной войны и появлением интернета кино отражало общество, находящееся в переходном периоде, захватывая как цинизм поколения X, так и оптимизм экономического процветания.
Там, где фильмы 1970-х летали в жестком реализме, а кино 1980-х отмечало стилизованный избыток, фильмы 90-х документировали культуру, вновь изобретавшую себя—избавляясь от материализма 80-х и нервно принимая цифровую эпоху, существующую на горизонте.
Визуальный язык кино 90-х
1990-е принесли отличительную визуальную эстетику, которая значительно развивалась в течение десятилетия:
- Ранний натурализм 90-х: Под влиянием гранжевого движения многие ранние фильмы 90-х приняли упрощенный вид с приглушенными цветами, съемкой на ручную камеру и менее стилизованным освещением—создавая более аутентичное ощущение, соответствующее отказу десятилетия от избытка 80-х.
- Бум независимого кино: Режиссеры, такие как Ричард Линклейтер, Кевин Смит и Квентин Тарантино, создали фильмы, которые выглядели и ощущались иначе, чем мейнстримные голливудские продукции, часто используя реальные места и натуралистичные выступления.
- Цифровая революция: По мере продвижения десятилетия цифровые эффекты преобразили то, что было возможно на экране. "Парки юрского периода" (1993) отметили поворотный момент, безупречно сочетая CGI с практическими эффектами.
- Возникновение киберэстетики: К концу десятилетия "Матрица" (1999) использовала передовые визуальные эффекты, чтобы создать отличительный вид, идеально отражающий растущую цифровую тревогу эпохи—ее зеленоватый цифровой мир и последовательности "времени пули" создавали визуальный язык, который мгновенно говорит "конец 90-х".
Все фильмы, упомянутые в этой статье
- Без понятия (1995)
- Реальность кусает (1994)
- Продавцы (1994)
- Матрица (1999)
- Призрак в доспехах
- ДжонниMnemonic
- У вас есть почта (1998)
- Синглы (1992)
- Встреча Роми и Мишель в старшей школе (1997)
- Мальчики в квартале (1991)
- Угроза II Обществу (1993)
- Иди (1999)
- Шоу Трумана (1998)
- EdTV (1999)
- Лентяй (1990)
- Пьяные и запутанные (1993)
- Крик (1996)
- Парки юрского периода (1993)
- Криминальные собачки (1992)
- Криминальное чтиво (1994)
5 обязательных фильмов-капсул времени 90-х
1. Без понятия (1995)
Режиссер: Эми Хекерлинг

Почему это идеальная капсула времени: Хотя действие происходит в редком мире старшеклассников Беверли-Хиллз, фильм создал стилизованное, но аутентичное видение стиля и сленга подростков середины 90-х.
Обратите внимание на: Шотландка Чер Хоровиц, ее клетчатые юбки, носки до колена и цифровая система шкафа, ставшая мгновенно культовой, оказала влияние на реальную моду и создала визуальный шорткат для символа "середины 90-х", который остается узнаваемым десятилетиями спустя.
2. Реальность кусает (1994)
Режиссер: Бен Стиллер

Почему это идеальная капсула времени: Документирует жизнь недавних выпускников колледжей, навигирующих на рынке труда ранних 90-х и захватывает дух поколения X.
Обратите внимание на: Квартиры, кафе и офисы в фильме не были приукрашены—они выглядели как реальные пространства, занятые настоящими двадцатилетними, что сделало их аутентичным снимком ранней городской жизни 90-х.
3. Продавцы (1994)
Режиссер: Кевин Смит

Почему это идеальная капсула времени: Захватывает обыденную реальность работ за минимальную зарплату, которые многие молодые американцы испытывали в начале 90-х.
Обратите внимание на: Черно-белая фотография и обстановка магазинов не были лишь ограничениями бюджета—это были эстетические выборы, которые идеально соответствовали философии ленивцев фильма и сброшенной сенсибилизации раннего независимого кино 90-х.
Режиссеры: Вачовски

Почему это идеальная капсула времени: Его история о людях, живущих в симулированной реальности, созданной машинами, затронула страхи миллениалов о растущем контроле технологий над нашей жизнью.
Обратите внимание на: Отличительный визуальный стиль фильма—с его зеленоватым цифровым миром, кожаными плащами, телефонами Nokia и солнцезащитными очками—создал эстетику, которая мгновенно вызывает воспоминания о технологическом моменте конца 90-х и повлияла на моду вплоть до 2000-х.

5. У вас есть почта (1998)
Режиссер: Нора Эфрон

Почему это идеальная капсула времени: Захватила первые дни интернет-знакомств со своей романтикой AOL, модемами и чатами.
Обратите внимание на: Изображение того, как интернет воспринимался в конце 90-х—как захватывающая, но немного загадочная новая граница в общении людей—и портрет маленького книжного магазина Мэг Райан, которому угрожает супермаркет книжок Тома Хэнкса, захватывая экономическую тревогу мелкого бизнеса в эпоху растущего корпоративного доминирования.
Мода: от гранжа до гламура
90-е начались с отказа от избытка моды 80-х. Гранжевый стиль—с его фланелевыми рубашками, порванными джинсами и ботинками Doc Martens—возник на музыкальной сцене Сиэтла и стал общенациональным модным заявлением. Фильмы, такие как"Синглы" (1992), документировали этот стиль с антропологической точностью, показывая, как молодые люди использовали намеренно неформальную, винтажную моду как отказ от материализма предыдущего десятилетия.


Синглы и Встреча Роми и Мишель в старшей школе
Для женщин ранние 90-е принесли платья-ночные сорочки, футболки-«бэби долл» и более минималистичный подход к моде. "Реальность кусает" продемонстрировала Уинону Райдер в простых, сдержанных одеждах, которые миллионы молодых женщин подражали.
По мере продвижения десятилетия мода в фильмах начала отражать экономическое процветание годов Клинтона. "Встреча Роми и Мишель в старшей школе" (1997) показала более яркую, игривую моду, которая появилась в конце 90-х, при этом сохраняя отличительные силуэты десятилетия.
Музыка и молодежная культура
90-е пережили драматические изменения в музыкальной культуре, все это было правдиво задокументировано в кино той эпохи. Десятилетие началось с гранжа, который заменил метал с кудрями как доминирующий рок-жанр, переход, который был отражен в таких фильмах, как "Синглы", которые включали камео от участников Pearl Jam и демонстрировали музыкальную сцену Сиэтла именно так, как она взрывалась в мейнстрим.


Хип-хоп фильмы: Мальчики в квартале и Угроза II Обществу
Хип-хоп продолжал набирать культурное влияние, фильмы, такие как "Мальчики в квартале" (1991) и "Угроза II Обществу" (1993), не просто содержали рэп-саундтреки, но также исследовали социальные условия, которые породили эту музыку. Это были не просто развлечения—это были социологические документы обurban America в начале 90-х.
Самым влиятельным музыкальным движением десятилетия, возможно, была электронная танцевальная музыка, которая взорвалась с地下派对到主流。此外,"Иди" (1999)捕捉了这个场景,描绘了90年代末的狂欢文化,伴随着荧光棒,MDMA和振奋人心的电子音乐。
在模拟怀旧与数字焦虑之间
使90年代电影如此迷人时间胶囊的原因在于,它们记录了一个同时期被捕获在模拟怀旧和数字焦虑之间的社会。随着新技术转变日常生活,电影反映了对这些变化的兴奋和对其含义的紧张。

"Шоу Трумана" (1998) и "EdTV" (1999)探索了关于媒体饱和和现实电视的焦虑,这些格式将在2000年代爆炸。
这些影片不仅是娱乐—它们是对技术如何改变我们与隐私和真实关系的预见性考察。
X世代达到成年的时刻
90年代是X世代—那些大约出生于1965年到1980年—成年之时,电影以非凡的准确性记录了这一代人的独特观点。
"现实咬"也许是X世代的终极电影,捕捉了嘲讽的距离,文化知识以及定义这一代人的经济焦虑。今天观看它不仅是娱乐,而是对年轻人如何在90年代早期进行导航的社会学研究。


Лентяй и Пьяные и запутанные
Ричард Линклейтер's "Лентяй" (1990) и "Пьяные и запутанные" (1993)捕捉了X世代文化的不同方面—前者用哲学性的对话与替代生活方式记录了奥斯丁的波希米亚场景,后者通过90年代的透视镜回顾了70年代的青春。
为什么90年代电影仍然是完美的时间胶囊
使90年代电影成为如此有效的时间胶囊的原因在于它们记录了一个正在转变的社会。与更加风格化的80年代或更具政治色彩的70年代不同,90年代的电影常常追求一种升华的现实主义,捕捉到这一关键十年日常生活的真实细节。

Даже жанровые фильмы той эпохи служат时间胶囊。 "Крик" (1996)不仅仅是一部恐怖影片—它还是对恐怖影片的自我意识评论,捕捉了90年代青年文化与前几代人处理媒体的方式不同的方式。其角色对恐怖电影典型的意识反映了定义X世代的媒体素养。
在三个十年中时间胶囊电影的价值
正如我们在三部分系列中探索的那样,时间胶囊电影提供了历史书籍无法提供的东西:另一时代的沉浸式体验。它们不仅告诉我们过去—它们让我们感受到它。
在比较这三个相连十年的电影时,我们可以追踪美国文化的演变:
- 1970年代的电影展示了一个与政治失望和城市衰退作斗争的国家,通过硬派的现实主义和类似于纪录片的方法捕捉了这些。
- 1980年代揭示了一个庆祝过度,物质主义和高涨情感的文化,通过鲜艳的色彩,风格化的美学和大人物的角色来表达。
- 1990年代记录了一个正在转变的社会,处于愤世嫉俗的疏离和技术乐观之间,通过从受 гранж影响的自然主义到数字时代焦虑演化的视觉语言来表现。
这些电影特别有价值的原因是它们的无意的纪录片质量。与通过研究和制作设计重现过去的时期作品不同,时间胶囊电影是在记录他们所记录的文化变化的真正生活的人们所制作的。
下次观看这三个十年的电影时,超越情节和表演。注意具体细节—公寓里的墙纸,街上的汽车,人们如何交谈、穿衣和在他们的世界中移动。这些元素在当时可能是当代观众的背景噪音,但今天它们是珍贵的文化遗物,保存着可能会被遗忘的时刻。
这就是时间胶囊电影的魔力—它不仅仅娱乐我们;它以有意义和深刻的方式将我们与共有的文化过去相联系。
请务必阅读 第一部分关于1970年代 和 第二部分关于1980年代 来完成您对三个十年时间胶囊电影的旅程。